Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №5


"Детский сад комбинированного вида  г. Тосно"

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение «Лопаточка».

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение «Почистим зубы».

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнение «Грибочек»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Упражнение «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнение «Чашечка»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки

Упражнение «Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Сделать «Чашечку» и сдуть ватку, расположенную на ладошке на уровне носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким

Упражнение «Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должен двигаться; работает только язык.

Упражнение «Маляр»

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта. 

Упражнение «Барабан»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара - не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться

Упражнение «Веселый дождик»

Цель: Развивать тонкие движения кончика языка и пальцевую моторику.

Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д… (правой рукой изобразить падающие капельки дождя).

На цветок – т-д, т-д…(левой рукой изобразить цветок).

И на дорожку – т-д, т-д… (из левой руки сделать дорожку).

Застучал по крыше он – т-д, т-д… (изобразим левой рукой крышу домика).

И раздался частый звон – т-д, т-д…

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики будет способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию подвижности, подготовит ребенка к произнесению отсутствующих или искажённых звуков.

Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком артикуляционной гимнастикой, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Почаще хвалите малыша и радуйтесь вместе с ним каждой удаче! Желание родителя помочь своему ребёнку, доброжелательный настрой – залог успеха!

Объявления