Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №5


"Детский сад комбинированного вида  г. Тосно"

Уважаемые родители! Вашему вниманию представляется статья, раскрывающая основные факторы формирования правильного звукопроизношения и речи детей в целом. Надеюсь, она поможет Вам понять проблему своевременного формирования и развития правильной красивой речи.

Факторами формирования правильного звукопроизношения  являются:

  1. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук.
  2. Уровень развития артикуляционной моторики (движения языка, губ, щек, челюстей).
  3. Развитие речевого дыхания.
  4. Развитие фонематического слуха.

Важным фактором в формировании правильного звукопроизношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, отвечающей за речь.

В раннем и младшем дошкольном возрасте мелкую моторику можно развивать различными способами:

 - выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока », «Ладушки»);

-  не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.;

- собирать и разбирать пирамидки;

- рисовать пальчиками

 

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу несколько задач. Во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка. Во- вторых, готовят ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Также ускоряется созревание речевых областей и стимулируется развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию мелкой моторик рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно заниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Лепить из глины и пластилина

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Перебирать гречу, рис, горох…

- Собирать мелкие конструкторы, мозаики и пазлы.

- Складывать оригами.

- Вырезать ножницами различные фигуры.

- Плести косички, и многое другое.

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку.

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами.

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить их дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют движения рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.